Акт обследования: что это такое, зачем нужен, как составить?

Акт обследования здания – документ не менее важный, чем технический план или паспорт. Он предназначен для актуализации данных об объекте недвижимости в случае изменения его состояния: капитального ремонта, разрушения, повреждения.

Фактически, акт описывает состояние сооружения на момент обследования «как есть». Практика показывает, что характеристики здания «на бумаге» далеко не всегда совпадают с реальными. Строения изнашиваются, разрушаются, переделываются, ремонтируются. Акт обследования фиксирует эти изменения с последующим их внесением в государственный реестр.

Составление этого документа в первую очередь выгодно самому владельцу. Например, если строение разрушилось в ходе стихийного бедствия, вы все равно будете платить налог на имущество, пока не оформите разрушение постройки официально. Более того, вы просто не сможете продать землю, на которой находилось здание без соответствующего обследования.

Как составляется акт обследования

Этим занимается кадастровый инженер. Это может быть индивидуальный предприниматель или сотрудник организации, в штате которой работают не менее двух кадастровых инженера – главное, чтобы он отвечал требованиям закона: имел квалификационный аттестат, личную печать, электронную цифровую подпись.

Акт составляется на основании договора подряда с указанием всех видов работ, которые должен выполнить инженер. Для составления нужно предоставить специалисту выписку из ЕГРН или свидетельство о праве собственности на обследуемый объект.

Что должен содержать акт обследования

• Наименование документа, дату и место его составления.

• Адрес, кадастровый номер и наименование объекта недвижимости. Сведения об исследуемом объекте. 

• Перечень предоставленных документов (например, выписка из ЕГРН, технический план, документ подтверждающий снос объекта или его уничтожение в результате внешних воздействий).

• Цели обследования и действия, выполненные в его рамках.

• Результат обследования, то есть, состояние здания.

• Сведения о кадастровом инженере, включая реквизиты.

Основной текст включает в себя данные о том, кто проводит процедуру, какой объект подвергается обследованию, как именно проводится осмотр. Далее следует отметить состояние помещения или здания с учетом выявленных повреждений.

Описание характеристик здания, квартиры, сооружения зависит от цели осмотра. Например, если целью является обследование квартиры после затопления, то в документе указываются только повреждения, вызванные именно затоплением. 

Какие документы нужны для составления

Законом не регламентируются обязательные документы для составления акта. Все зависит от конкретной ситуации. При оформлении акта учитываются данные ЕГРН и документы, подтверждающие разрушение или повреждение объекта. Это может быть решение органов власти о признании здания аварийным или документ, подтверждающий факт стихийного бедствия. Если акт составляется в ходе снятия сооружения с учета в связи с его изъятием для нужд государства, то нужно приложить бумаги, подтверждающие планы развития территории. Бывают случаи, когда объект возведен с нарушением строительных норм и представляет опасность для окружающих – в этом случае необходимо предоставить соответствующее решение надзорных органов.

Порядок составления акта

• Заключается договор подряда с кадастровым инженером или организацией.

• Анализируются имеющиеся документы, при необходимости получаются другие документы, необходимые для оформления (например, техпаспорт или техплан).

• Здание (или его остатки) осматриваются .

• Оформляется акт и передается заказчику. Помните, что документ должен быть скреплен печатью и усиленной электронно-цифровой подписью кадастрового инженера. Один вариант акт оставляется заказчику, второй отправляется в Росреестр. После этого принимается решение о снятии объекта с учета или предпринимаются другие действия.

Подробнее о составлении акта, необходимых документах и других нюансах спрашивайте у наших специалистов.