Как получить разрешение на ввод в эксплуатацию?

Разрешение на ввод в эксплуатацию – последний этап строительства объекта, позволяющий оформить право собственности на недвижимость и поставить ее на кадастровый учет. Этой процедуре посвящена целая глава Градостроительного кодекса, она строго регламентирована и включает в себя сравнение фактического состояния здания с подготовленной ранее проектной документацией.

Если коротко, то этот документ подтверждает, что объект построен по всем нормам и правилам, не противоречит законодательству и безопасен для жителей, рабочих и окружающих. До 1 марта 2018 года подобная экспертиза была актуальна для многоквартирных домов и промышленных зданий – с индивидуальным строительством эта процедура не имела ничего общего. Однако сегодня такой документ необходим даже при строительстве частных домов.

Строительство гражданских, промышленных и коммерческих объектов в РФ проходит в несколько этапов:

  • Инженерные работы по сбору информации о земельном участке.
  • Подготовка проекта на основе собранных данных.
  • Экспертиза проектной документации.
  • Выдача разрешения на строительство.
  • Возведение объекта под контролем застройщика.
  • Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию.
  • Постановка на кадастровый учет.

Собственно, выдача документа завершает процедуру возведения здания и фактически, завершает действия, предпринятые застройщиком. Это самый ответственный этап, требующий проверки большого количества промежуточных документов: актов приемки, лабораторных заключений, журналов работ и т. д.

Как именно выдается разрешение

Введение здания в эксплуатацию можно условно разделить на несколько этапов:

  • Подготовка документов. Нужно иметь на руках акт разбивки осей здания, акт приемки оборудования и другие документы, необходимые для работы приемочной комиссии.  Естественно, у вас также должны быть правоустанавливающие документы на землю и разрешение на строительство. Без этого ваша стройка будет попросту незаконной.
  • Обращение в администрацию. Выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию занимается тот же орган, который выдавал вам разрешение на строительство. Например, в Мурманске этим занимается Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска.
  • Осмотр объекта комиссией. На этом этапе сверяется фактическое состояние здания с техническим планом. Для создания комиссии нужно обратиться в орган местного самоуправления. По завершению осмотра комиссия составляет акт, на основании которого и выдается разрешение.
  • Получение разрешения. Законом предусмотрен граничный срок выдачи документа – 10 дней. За это время органы власти должны решить, соответствует ли здание градостроительным правилам, и принять решение. Если все нормально, вам выдадут разрешение на бумажном носителе и в электронном виде.

Что делать владельцам частных домов

Окончание «дачной амнистии» создало проблемы многим собственникам индивидуальных жилых домов. Если вы не успели зарегистрировать здание до 1 марта 2018 года, то вам нужен акт ввода дома в эксплуатацию, в который входят данные о местоположении объекта и его характеристики. Без него вы не сможете оформить право собственности. Ограничительных сроков для получения акта нет – вы можете начать его оформление в любое время.

Акт составляет специальная комиссия из представителей органа местного самоуправления. Для составления документа вовсе не обязательно полностью завершать строительство, например без внутренней отделки. Для приемки комиссией достаточно, чтобы в доме были окна, двери и крыша, а также подведены инженерные коммуникации: электричество, вода, канализация. Получив на руки акт, вы можете смело подавать заявление на получение разрешения.

Какие нужны документы

Помимо акта у вас на руках должны быть такие бумаги:

  • Градостроительный план. Выдается только правообладателю земельного участка. Участок должен быть поставлен на кадастровый учет. Документ актуален на протяжении 3-х лет с момента подачи заявления на разрешение строительства.
  • Правоустанавливающие документы на участок. Это может быть договор аренды, купли-продажи, договор дарения, свидетельство о наследстве и т. д.
  • Документы, подтверждающие соответствие здания эксплуатационным нормам. Речь идет о бумагах, которые выдают организации, отвечающие за подключение электричества, газа, воды.

По каким причинам вам могут оказать в выдаче разрешения

Если коротко, то разрешение не выдается в тех случаях, когда дом построен с нарушениями норм или с отступлением от утвержденного проекта. Причиной для официального отказа может стать банальное отсутствие подписи одного из членов комиссии. Также основанием для отказа является отсутствие необходимых документов, несоблюдение сроков передачи застройщиком сведений о параметрах объекта.

Самая распространенная причина отказа – подача неполного пакета документов. Чтобы избежать подобных недоразумений, рекомендуем воспользоваться нашими услугами. Мы обеспечим полное информационное сопровождение процедуры и возьмем на себя все работы, связанные с контактами с государственными органами. При соблюдении установленных законом норм и наличии необходимых документов гарантируем оперативное получение разрешения.